Когда ты ребёнок, воспринимаешь окружающий мир так, как будто так и должно быть, как будто так было всегда, как будто так будет всегда. Поэтому я не разбирался с причинами, почему я хожу в детский сад, и что он мне даёт, а просто испытывал на себе последствия реалий. Лишь с высоты лет понимаешь, как это всё убого, дети, зачастую брошены на произвол бестолковых воспитателей. Но ребёнок это понимать не мог, и молча терпел тупую толстую воспитательницу и подколодную тощую ведьму. Каждый день, ранним утром ты просыпаешь и понимаешь, что тебя опять отведут, и бросят. И ты будешь стоять возле забора и ждать, когда тебя заберут. Никто не будет считаться с твоей индивидуальностью: мы все одинаковы. Постройся. Вы одеты в синие шортики. Сеть и молчать. Четыре красных мячика. Играем в тупом самодеятельном ансамбле. Дети родителей по богаче делают вид, что играют на гитаре. Ты стоишь, и стучишь в деревянные ложки. Ты ненавидишь их. Рядом с тобой стоят ещё десять детей. Они ненавидят эти ложки. Они всегда будут стучать только в ложки. Сесть и молчать. Коричневые пальто. Полдник, стакан кефира и печенье. Молчать и есть. Потом свободное время, дети играют, счастливые уходят раньше. Ты сидишь и играешь в конструктор. В нём не хватает деталей. Машинка не получиться. Но ты строишь её. Ты складываешь узор, квадратиков не хватит, но ты его складываешь. Ты живёшь и ты глубоко несчастен, но ты живёшь. Детский сад – уродливый отпечаток жизни. Твоё дело молчать, когда скажут, есть, когда скажут, смеяться, когда скажут. Ты идёшь в школу, отпечаток становиться привлекательней, но от него начинает пахнуть дерьмом…
Часть Вторая: Начальная школа.
Первый класс, взрослые улыбаются, они помнят свою молодость, свои воспоминания и детский протест против этого насилия. Но их улыбки приклеены крепко. Общество не допустит инакомыслия, дети идут в школу. Шапки в воздух. Днём сидим, рисуем крючочки. Учительница молода и красива. Она знает это, поэтому она стерва. Делим детей на хороших и не очень. Не важно кто они. Настенька и Лёша умницы, а в воспоминаниях из детства всплывают суетливые мамаши с сумками, конфетами, чайными сервизами. Эти дети получают красные звёздочки в тетради, ты смотришь в свою и не понимаешь, чем твои крючочки хуже, чем у них? Ты не понимаешь. Это жизнь. Запах дерьма стал сильнее. Первая звёздочка. Ты горд собой. Кажется, что чего-то достиг. Но смутно понимаешь, почему сейчас, почему не раньше? А может тебе поставили, потому что у других уже по пять-шесть звёздочек?
Ты остаёшься на вторую смену. Продлённый день. Отец пьяный спит. Мать пошла на вторую работу. Ты никому не нужен. Ты сидишь и играешь в конструктор. В нём есть детали. Но машинка не получиться. Ты не веришь в неё. Её нет. Проходит год. Каждый день – одно и тоже. Ты никто, тебя нет. Ты уйдёшь, ничего не измениться. Суетливые мамаши уже готовят новые сервизы, новые Лёши получают звёздочки. Лишь Запах не ушёл с тобой. Он был здесь до тебя. Это его царство.
Второй, третий, четвёртый классы пролетают один за другим. Самые светлые воспоминания летом. Ты уезжаешь. Ты любишь лето. Лето - это море, лето – это горы, лето - это бабушка. Запах далеко, и ты живёшь другой жизнью. Тут ты нужен и любим. ТЫ получаешь наказание за шалость, похвалу за хорошее дело. Детство провалилось в пропасть, лишь кусочки, квадратики, недостающие в мозаике – это лето, каникулы и море.
Пятый класс. Ты уже взрослый. Нет учительницы-надсмотрщицы. Курит каждый второй. К Запаху дерьма примешивается трупный Запах. Приоритеты расставляют в школе. Что хорошо. Что плохо. Кто принимает это – тот скачет верхом на куске дерьма, он не слышит Запах. Среди детей выделяют изгоев. Маленький рост, косой глаз, полнота. Дети – цветы жизни. Злые цветы. Лишь единица не сорвут и не затопчут первый подснежник. Взрослые продолжают улыбаться. Детских проблем нет. Дети счастливы.
Шестой, седьмой класс сливаются воедино. Учителя меняются. Лишь единицы профессионалы, их боятся, их уважают. Остальные лишь усиливают Запах. Потраченные впустую годы. Алгебра, Геометрия, География, История. Набор бессмысленных учебников и глупых требований. Ты соблюдаешь правила, ты не соблюдаешь правила. Разницы нет. Ты научился хитрить и обманывать.
Восьмой, девятый класс. Перераспределение классов. Новые лица, новые знакомые, новые враги. Ты никому не мешаешь жить. Ты не понимаешь: какой смысл мешать жить другим. Тебе мешают жить. Любимчики давно сформировались. Профессионалы не имеют любимчиков. Но их заглушает усиливающийся с каждым годом Запах.
Знания дают единицы. Школа. Школа Жизни. Уродливый отпечаток жизни. Запах достиг своего апогея. Ты идёшь. Выпускной. Ты ускоряешь шаг. Все счастливы. Ты срываешься на бег. Неказистые, уродливые поздравления. Ты бежишь не оглядываясь. Запах остался там. Перед тобой новый мир. И ты готов к нему. Ты лжёшь, принимаешь общие устои, действуешь по всем правилам Запаха. Но теперь ты не безликая болванка. Ты человек. Ты начинаешь думать. Взрослые уже сняли приклеенные улыбки. Они называют это переходным возрастом. Ребёнок понимает, что его обманывали, заставляли делать так, когда сами действовали против правил. Начинается бунт.
Тебя находят странным. Твои интересы разделают единицы, либо никто не разделяет. Ты формируешь своё мнение. Оно не всем угодно. Они ничего не могут сделать. Ты один из них.
Часть Третяя: Колледж.
Ты бежал, перед тобой Новый Мир. Чувствуется непонятный страх, может страх перед неизвестностью? Лето, пора готовиться и поступать. Факультатив по физике в училище, достаточно неплохой факультатив. Вступительный экзамен сдан на высокую оценку. Ты поступил. Самое время оглянуться назад, и сделать первую пробу, контрольная точка, замер состояния. Радость. Её омрачает лёгкий Запах: на горбу свежепоступивших начинают выезжать. Построение по два, тряпки в руки, мы идём мыть, носить мусор, убирать. Дети бояться, что, пойдя против воли СВЫШЕ, могут что-то потерять, попасть в чёрный список. И мы идём мыть. Кто дал такой приказ? Имел ли он вообще силу? Мы этого не узнаем. Знаем только, что работать пришли не все, знаем, что те, кто не пришли, ничего не потеряли, мы же, ничего не приобрели. Какой был смысл? Игра на страхе перед чужими правилами. Мы всю жизнь боимся сделать не так, кому-то помешать, и забываем потребовать уважения к нам самим. Первый курс. Второй курс. Втягиваешься в учёбу. Есть лёгкие предметы, есть предметы, которые ты ждёшь и на них радуешься как годовалый ребёнок. Есть предметы, которые ненавидишь. Не понимаешь что в них, видишь, что преподаватель сам не понимает. Первая ступень безразличия: когда не видишь смысла. Третий курс. Предметы изменились, безразличия стало больше. Экзамены сдаются сами по себе. Учишь только несколько экзаменов.
Четвёртый курс. Мы – повелители колледжа, мы знаем где, кто, с кем и как. Кому можно перечить и грубить, кому нет. Ты видишь, что теперь бояться ОНИ, у них есть свои страхи. На первом курсе, любая захудалая селёдка считала долгом сделать тебе замечание, теперь ты сам можешь сделать замечание. Теперь ты видишь страх и непонимание в ИХ глазах. Вершина безразличия. Высокие оценки радуют и не радуют, их можно получить за реферат, подвешенный язык, за отсканированную книгу. Но не это важно. На четвёртом курсе тебя уважают, преподаватель может обратиться к тебе за советом, за помощью. Молодые быстро ориентируются в скоротечном мире технологий. И мы пробиваем дорогу наверх.
Пятый курс, диплом. Пришло время старческого маразма, бумажного идиотизма. Нет чётких требований, указаний, примера. Диплом пишется в режиме copy&paste. Предварительная сдача, требования так и не определены. Трое стариков ссоряться между собой, три мнения не могут прийти к одному. Что же делать нам? Чертежи перепечатываются два раза: первый раз из-за ложной информации одного старика и крайней невнимательности другого, второй раз, чертежи печатаются в первоначальном виде. Потрачено время, деньги, нервы, но это никого не интересует. Уже не чувствуешь за собой вину, что работа сделана абы как, видишь, что хорошая работа может быть не оценена, какой тогда смысл?
Сдаём диплом, устройство работает наполовину. Руководитель проекта числиться только на бумаге, он не знает, не умеет и не хочет помочь нам. Показываем всё, как есть. Комиссия не понимает смысла, зачем это нужно, как оно работает, что оно делает. Обещанный сигнал звучит в конце демонстрации. Объясняешь устройство, показываешь чертежи. Пояснительную записку открыли, прочитали список литературы. Думаю, те 30 страниц, на которые мы растянули свой текст, были очень интересны, раз они не прочли их. Может они возьмут их читать перед сном? Стоишь и смотришь на это кукольное представление. Все чинно сидят, рассуждают, пытаются по протоколу оценить твою фильку, выносят решение. Ты получаешь высокую оценку. Картонно улыбаешься и уходишь. Спектакль продолжается. На сцене появляются новые актёры. Хочется заглянуть за ширму, кажется, что комиссия фанерная, сзади сидит уставшая бабушки и дёргает за верёвочки. Маленькая условность. Мгновение. Всего три минуты и диплом сдан. Тебя с дипломом разделяет огромная пропасть от тебя без него. Контрольный замер: появились новые друзья, интересы, увлечения, Запах сопровождал тебя всегда, но ты нашёл способ с ним бороться. Ты нашёл единомышленников. Вместе не так страшно. Жизнь продолжается...
Несколько раз перечитывал это текст. Столько правельного негатива. Хотелось бы, чтобы жизнь была весёлой, счастливой... Но как не крути, а реальность берёт своё. Читал и вспоминалась ты старая карга-надзиратель в начальной школе.. те волнения перед контрольной в старших классах.. тот адреналин перед защитой диплома..
Хороше это или плохо? Ты хотел, что бы это было по другому? Может именно эта "школа жизни" сделала из тебя человека, может это и есть отбор. Кто -то сразу получал те звездочки и не задумывался откуда, зачем и почему. Он не выделялся из толпы, являлся каждым вторым, но он не чуял запах дерьма и возможно никогда его не учует.